Расположена у восточной окраины азиатского континента. Официальное название – Япония. Население составляет 125,8 млн. чел. (по состоянию на 2020 г.). Столица – Токио. Государственный язык – японский. Тип государственного устройства – унитарное демократическое национальное государство, парламентская конституционная монархия. Основная религия – синтоизм.
Традиционной формой приветствия в Япония является поклон, который несет некий дополнительный смысл в зависимости от глубины и длительности. Нейтральный, вежливый поклон (например, когда нужно кого-либо поблагодарить или поприветствовать старшего по статусу человека проходя мимо него) предполагает наклон тела от линии талии под углом 15⁰, а также легкий кивок головой.
В деловых ситуациях, в частности, во время приветствия и представления других людей, угол наклона должен составлять 30⁰. Самый глубокий и одновременно самый почтительный поклон (угол наклона 45⁰) призван выражать и более сильные чувства (например, извинения или благодарности).
Поклон равных по статусу людей должен быть и равным по глубине и продолжительности.
Во время поклона мужчины держат руки вдоль боковой линии туловища, женщины – перед собой, соединив ладони вместе.
Иностранцам не обязательно приветствовать поклоном своих партнеров в Японии, можно ограничиться рукопожатием. Японские предприниматели могут даже совмещать поклон с рукопожатием, приветствуя иностранцев.
Рукопожатие должно быть слабым, мягким, при минимальном зрительном контакте.
Задачей первой встречи является установление отношений на основе доверия, гармонии и уважения. Возможно, о предмете переговоров на этом этапе много сказано не будет.
В соответствии с японской традицией первой принято указывать фамилию, а затем имя. Обращайтесь к своему партнеру только по фамилии (имя может использоваться только в семейном кругу или среди друзей).
Вне зависимости от пола японцы в формальных ситуациях общения добавляют именной суффикс сан (напр., Танака-сан), что соответствует в русской практике господин / госпожа Танака.
Первичные переговоры могут начаться на уровне средних менеджеров. Не надо пытаться перепрыгнуть через их голову к более высокому управленческому составу.
Представляясь, японские менеджеры могут сначала назвать свою компанию, потом свой отдел и лишь затем свою фамилию. Тем самым они подчеркивают свою групповую принадлежность.
Для обмена визитками существует определенный ритуал. Ее передают и получают двумя руками. После получения визитки прочитайте информацию на ней и задайте партнеру несколько вопросов в знак уважения, а затем положите ее на стол перед собой или в визитницу. Не кладите визитку в карман или портмоне.
Обмен визитками иногда происходит еще до приветствия и представления.
Передавайте визитку с текстом на японском языке на лицевой стороне, обращенной к партнеру. На обратной стороне визитки может быть дан текст на английском языке или на вашем родном языке.
Не делайте заметок на визитке и не сгибайте ее.
На визитке должно быть указано название вашей компании, а также ваш отдел, должность и фамилия.
Ваша должность или позиция является для японской стороны определяющей для решения о том, кто будет вашим партнером по переговорам.
Со светской беседы начинается любая деловая встреча. Особенно важной является small talk во время первой встречи, целью которой является создание атмосферы доверия, гармонии и дружелюбного радушия.
Японская манера беседовать отличается неторопливостью, отсутствием яркого эмоционального фона, наличием пауз в разговоре. Молчание – важная часть беседы, его не надо ничем заполнять.
Нейтральный стиль общения, свойственный японцам, предполагает соблюдение правил делового этикета, сдержанность в использовании языка тела и жестов, уход от острых ситуаций в разговоре.
Очень важно проявлять вежливость по отношению к собеседнику во время светского и делового общения.
Соблюдайте дистанцию комфортного общения во время разговора, избегайте физических прикосновений, а также прямой зрительный контакт.
Не удивляйтесь, если во время беседы ваш японский партнер задаст вам вопросы о семье или вашем положении в компании. Это не считается неуместным. Напротив, тем самым он проявляет по отношению к вам интерес.
Безопасными в качестве тем светской беседы являются вопросы, имеющие отношение к бизнесу или профессии.
Блюда японской кухни, продукты питания, предпочтения в еде – уместные темы светской беседы.
Хорошо будут восприняты для обсуждения также самые разные аспекты японской культуры, истории, языка.
Политика и религия занимают первые места в списке тем табу светской беседы. Они могут привести к разногласиям в разговоре, что, в свою очередь, ведет либо к возможной потере лица одним из собеседников, либо к нарушению гармонии в общении.
Дом, семья относится к числу закрытых тем, по крайней мере, на начальном этапе развития деловых отношений. По мере их развития ваш японский партнер может начать делиться с вами некоторыми подробностями своей личной жизни.
Открытое проявление эмоций во время приветствия, напр., обнимания или похлопывания по спине, вряд ли будет принято вашим японским партнером.
В Японии не принято стоять близко друг к другу, расстояние комфортного общения составляет около 1 м.
В японском обществе во время общения не приветствуется активная жестикуляция. Можно заметить, что во время беседы руки у японцев соединены, что препятствует их активному использованию.
Прямой зрительный контакт в Японии следует избегать, это считается грубым и даже агрессивным.
Японцев отличает непрямая манера общения: в речи порой важны не собственно слова, а скорее тон голоса, выражение лица или поза говорящего. Все эти невидимые глазу других культур вещи способны передать разнообразную, нередко самую важную информацию.
Молчание является естественной формой невербальной коммуникации, излишняя говорливость воспринимается плохо.
Во время общения очень важно слегка кивать головой, тем самым давая понять партнеру, что вы следите за его мыслью и внимательно его слушаете.
Главным в общении является поддержание гармонии и сохранение лица собеседников. Именно по этой причине японская речь может быть полна неоднозначных высказываний, часто с тонким подтекстом.
Есть вопросы? Напишите нам.
Задать вопрос