Расположена в западной части Африки. Официальное название – Федеративная Республика Нигерия. Население составляет 215,7 млн. чел. (по состоянию на 2020 г.). Столица – Абуджа. Государственные языки – английский, игбо (ибо), йоруба и хауса. Тип государственного устройства – федеративная республика с президентской формой правления. Основная религия – ислам.
Традиционной формой приветствия является крепкое энергичное рукопожатие, сопровождающееся доброжелательной улыбкой. Во время рукопожатия принято спросить собеседника о том, как поживает его семья, как его здоровье и др. Ритуал приветствия в целом проходит неспешно, и не стоит его торопить.
Обмен личными новостями является важной частью приветствия. При этом важно не только внимательно выслушать нигерийского партнера, но и поделиться своей информацией. Нигерийцы приветствуют друг друга подобным образом даже и в том случае, если они совсем недавно виделись (например, утром того же дня).
Рукопожатиями принято обмениваться как среди мужчин, так и среди женщин. Однако между полами это происходит не всегда, особенно если одна из сторон (или обе) придерживается мусульманских традиций. Мужчине следует дождаться инициативы со стороны женщины, прежде чем протянуть ей руку для приветствия.
Приветствуя людей старших по возрасту, важно проявить максимально уважительное отношение к ним. В обществе можно увидеть, что нигерийцы в знак уважения слегка склоняют голову, демонстрируя свое почтение человеку, который очевидно старше их.
Родственники и близкие друзья при встрече обнимают друг друга и обмениваются поцелуями.
Все возможные регалии, отличающие человека, имеют в деловой практике Нигерии большое значение, особенно те из них, которые указывают на его статус в организации или в обществе. Обращаясь к партнеру, сначала назовите его должностные и/или другие отличия, после чего назовите фамилию.
В ситуациях официального, формального и делового общения при обращении используйте должности, профессиональные квалификации, степени или звания партнера, если таковые имеются. Если вы, обращаясь к собеседнику, по той или иной причине, не упомянули в речи какое-либо из его должностных или квалификационных отличий, это будет расценено как невежливое и даже грубое поведение.
Вы можете обратиться к партнеру по имени, только получив от него разрешение это сделать. Иногда право на это дают длительные рабочие отношения или неоднократные совместные проекты. Если ваши партнеры моложе 35 лет, переход к обращению друг к другу по имени произойдет быстрее.
Наиболее распространенными «профессиональными» формами обращения являются „Engineer“ или „Professor“. Если таковых не имеется, используйте вежливые выражения "Mr." или "Master" с добавлением фамилии. Возможны также формы "Sir" при обращении к мужчинам и "Madam/Madame" – к женщинам.
С особым почтением следует относиться к лицам, старшим по возрасту и положению. При этом к человеку, находящемуся ниже в иерархической системе, но старше по возрасту, следует обращаться по фамилии и называя его должностные или квалификационные отличия.
Если вам предстоит встреча с государственными служащими, узнайте заранее, как к нему следует обращаться. Распространенными являются следующие формы обращения: „Excellency“, „the Honorable“, „Member of the House“, „Senator“. В общении с государственными служащими следует быть вежливым и демонстрировать максимально уважительное отношение.
В плане использования имен и титулов / званий следуйте примеру ваших нигерийских коллег. Придерживайтесь соответствующего ситуации уровня формальности.
В деловой практике Нигерии визитки имеют большое значение, ими принято обмениваться не только в рамках деловых встреч или переговоров, но и во время общественных мероприятий.
Визитка призвана помочь нигерийцу в установлении профессионального положения и/или социального статуса его собеседника. В этой связи на ней должна быть отображена исчерпывающая информация о ее владельце, как-то: профессиональные квалификации, должностные позиции, академические степени.
Обычная контактная информация, включающая номера телефонов, вебсайт, электронный адрес, часто размещается на лицевой стороне визитки слева, а фамилия и все регалии – справа. Главное, не забыть указать всю, характеризующую вас формальную информацию.
В Нигерии насчитывается порядка 500 местных языков и наречий, официальным языком при этом является английский. Он используется и в деловом сообществе этого государства – как и местном, так и международном.
При передаче визитки партнеру лучше держать ее двумя руками или только правой рукой. Так же – двумя руками или только правой - следует принимать его визитку. Этот ритуал особенно важно соблюдать, если вы знаете, что ваш партнер придерживается исламских традиций.
Особо обозначенного временного момента при передаче визиток в деловом общении не существует. Однако получив визитку своего партнера уделите ей внимание, прежде чем отложить ее в сторону или убрать в визитницу, например, прочитайте, что на ней написано.
Никогда не пишите и не делайте каких-либо пометок на визитке – вашей или вашего партнера. Если у вас поменялись данные, закажите новую визитку.
Всегда имейте при себе достаточное количество визитных карточек, независимо от того, на каком мероприятии вы находитесь – на деловых переговорах или вечеринке после торговой ярмарки.
Нигерийцев можно охарактеризовать как дружелюбных и общительных собеседников. В процессе общения они могут затронуть практически любые темы, которые их волнуют.
Делая первые шаги в направлении совместного проекта, нигерийцы стараются ближе познакомиться с потенциальным партнером, поскольку установление отношений лежит в основе любого бизнеса. Легкая дружеская светская беседа, безусловно, послужит этой цели.
Нигерийцы часто (особенно по сравнению с другими культурами) затрагивают в разговоре личные и семейные темы. Это предшествует обсуждению рабочих вопросов. При этом вопросы типа „How are you?“ (Как дела?) или „How is the family?” (Как семья?) не являются риторическими, они требуют ответа, а значит, обмена личной информацией.
Ваш нигерийский партнер оценит ваши попытки сказать хотя бы пару слов на местном наречии, даже если это будет только приветствие. Это будет расценено как знак внимания по отношению к их культуре.
Семья. Нигерийцы довольно открыто говорят о себе и своей семье, например, о том, как учатся их дети, каковы их успехи.
Страна или город вашего рождения – хорошая тема в начале разговора.
Спорт. В этой стране обожают футбол. Эта тема является одновременно безопасной и интересной для большинства мужского населения страны.
Нигерийцев волнуют самые разные темы, которые они готовы обсуждать и с их гостями и партнерами. В числе этих тем вопросы религии, политики, экономики, социальные и этнические аспекты. Мнения при этом могут высказываться самые разные. В таких ситуациях лучше занимать нейтральную позицию, не выражая приверженности каким-либо конкретным взглядам.
Религиозную проблематику можно отнести к числу тем, которые стоит избегать в ходе общения, особенно в рамках легкой светской беседы.
Не стоит развивать тему здоровья, если вы знаете, что в семье партнера кто-либо болен.
Реальных табу-тем в Нигерии нет, даже политика обсуждается довольно открыто в настоящее время.
Следует иметь ввиду, что расстояние комфортного общения у нигерийцев меньше, чем в других культурах, например, в Северной Европе или Северной Америке. Это относится прежде всего к жителям южных областей. На севере Нигерии расстояние комфортного общения заметно больше.
Если же ваш собеседник стоит, по вашему мнению, слишком близко к вам, не стоит все же делать шаг назад, чтобы увеличить это расстояние. Это может быть воспринято как недружественное поведение.
Нигерийцы довольно экспрессивны, общаясь друг с другом. Физические прикосновения считаются естественной и неотъемлемой частью общения, особенно между людьми одного пола.
В нигерийском обществе не принят прямой и тем более длительный зрительный контакт. Возможно, это идет от сложившейся привычки не смотреть в глаза начальнику, поскольку это рассматривается как грубое и непочтительное поведение.
Огромное значение в деловой культуре Нигерии придается развитию и поддержанию отношений. Это особенно важно в рамках контактов с иностранными партнерами. Поэтому уделите светской беседе с нигерийской стороной особое внимание, ведь именно так вы сможете немного лучше узнать друг друга. В основе бизнеса в этой культуре лежат отношения, основанные на доверии партнеров друг к другу.
В целом стиль общения в деловой практике Нигерии можно охарактеризовать как вежливый и достаточно формальный.
Формальное поведение поддерживается не только между руководителями и подчиненными, но и между руководителями и деловыми партнерами, имеющими одинаковый статус. Формальность в общении укрепляет иерархические отношения между людьми, границы между которыми не должны быть нарушены.
В нигерийской культуре ценится эмоциональная и экспрессивная речь, особенно на публике. Нигерийцы, как правило, прикладывают значительные усилия для того, чтобы их мнение было выражено прямо и недвусмысленно, а выступление звучало эффективно.
Однако при обсуждении проблем или трудных ситуаций нигерийцы скорее предпочтут непрямую манеру высказываний. Нередкой является ситуация, когда они говорят то, что собеседник ожидает от них услышать, а не то, что они думают на самом деле. При этом нигерийцы не хотят кого-либо обмануть или ввести в заблуждение. Им просто важно не обидеть человека и по возможности уйти от проблем.
Ваш нигерийский партнер будет чувствовать себя некомфортно в случае, если ему придется давать негативную оценку чему-либо, либо просто говорить вам «нет», потому что согласие в этой ситуации невозможно в принципе. Вероятнее всего он тем не менее скажет вам «да», на самом деле имея ввиду отказ. Важно при этом следить за тем, как он выражает свой отказ. Если в голосе звучит энтузиазм, то его «да» является искренним.
Иногда уклончивые ответы нигерийцев трудно понять. В этом случае попробуйте снова задать вопрос, если вам не вполне ясен ответ. При этом вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы на него потребовался развернутый ответ.
Большое значение в нигерийской культуре имеет статус, которым наделены люди старшего возраста, а также лица, занимающие высокие должностные позиции. В общении с такими лицами важно соблюдать определенный формальный протокол и быть почтительно вежливым.
Есть вопросы? Напишите нам.
Задать вопрос